Настольная игра Нарды
Кол-во игроков
От 2
Время партии
От 10 до 30 минут
Сложность игры
Средняя

Нарды — настольная игра для двух игроков. Есть два варианта игры в нарды: длинные и короткие. В данной статье рассматривается игра в длинные нарды.

Необходимый инвентарь для игры в длинные нарды: доска, кости, 15 белых и 15 чрных шашек.

Цель игры

Основная цель провести все свои шашки по кругу и потом всех снять с игрового поля. Кто первый снял свои шашки — тот и победитель.

Нарды: правила игры

Настольная игра НардыНачальную расстановку шашек смотрите на риснуке.

  • Играют двое. Цель игры – перевести свои шашки в дом и снять их с доски. Игрок, снявший все свои шашки первым, выигрывает партию.
  • Понятие ничьи в нардах отсутствует. Изначально игра задумана как бескомпромиссный спор, в котором должен быть победитель. Выставивший шашки первым – выигрывает.
  • Существует несколько вариантов игры в нарды. Начальное положение шашек и направление их движения зависят от выбранного перед игрой варианта. Шашки перемещаются по кругу, в постоянном для каждого игрока направлении.
  • Право первого хода определяется броском костей – игрок, выбросивший большее число очков, ходит первым. Бросок повторяется в случае равенства выпавших очков.
  • Ходы выполняются поочередно каждым игроком. Для выполнения хода игрок выбрасывает две кости (зары). Сумма очков на них определяет допустимые ходы. Правильным считается бросок, если кости упали на свободное место доски по одну сторону бара. Бросок необходимо повторить, если одна из костей оказалась на шашке; неровно встала на доску, касаясь шашки или края доски; вылетела за доску; кости упали на разные половины доски.
  • Один ход дает право до четырех перемещений шашки. Игрок имеет право перемещать любую шашку на число очков, выпавшее на одной из костей. Например, если у игрока выпало 3 и 4, он может пойти одной шашкой на 3 пункта, другой – на 4, или переместить одну шашку сразу на 7 пунктов, при условии, что промежуточный пункт (на расстоянии 3 и 4 полей от начального пункта) также свободный. При одинаковом числе очков на обеих костях (дубль, паш, куча, куш, кошка), выпавшие очки увеличиваются вдвое, и игрок получает возможность выполнить 4 перемещения. Перемещения должны делаться на число очков выпавших на костях (в нашем случае 3 и 4), на другие пункты шашки ставить нельзя. Камни находятся на доске до окончания хода.
  • Шашку нельзя скласть на шашку противоположного цвета.
  • До 6 шашек может стоять друг на друге.
  • В разных вариантах определены запрещенные перемещения шашек. Делать ходы, требующие запрещенные перемещения, игроку нельзя. Игрок пропускает ход, если разрешенных перемещений для выпавшего сочетания очков нет. Если существует возможность выполнить, хотя бы один ход, игрок вынужден его делать, даже если этот ухудшает его позицию.
  • Очки одной или двух костей теряются, если нет возможности хода. При существовании двух вариантов, в одном из которых игрок использует очки одной кости, а в другом – обеих, он обязан выполнять ход с использованием обеих костей. В случае, когда ход одной шашки делает невозможным ход другой, игрок должен передвинуть шашку на большее число пунктов. При дубле обязательно использовать максимальное количество очков.
  • После передвижения всех шашек по доске в дом, игрок начинает выставлять их с доски. Шашку можно выставить с доски, при равенстве номера пункта, на котором она находится, числу очков на одной из костей (таким образом, шашку с крайнего пункта можно выставить при значении 1 на кости, на шестом от края – если выпала шестерка). Если значение очков на кости выше, чем номер пункта шашки, с доски снимается шашка из пункта с наибольшим номером. Если в процессе выставления шашек одна из них побита, игрок, прежде, чем продолжить выставление шашек, обязан вернуть шашку назад в свой дом.
  • По некоторым правилам ценность победы зависит от более значительного преимущества при выигрыше. Существует три типа разновидностей таких побед:
    • Марс – позиция в конце игры, когда проигравший не завел в дом все свои шашки, а выигравший все свои вывел за доску. Победитель удваивает очки.
    • Домашний марс – редко встречающаяся ситуация, когда победитель вывел свои шашки за борт, а побежденный завел все свои шашки в дом, но не вывел ни одной. Иногда именуется коксом.
    • Кокс – редко используемый термин, когда проигравший не сместил из начального положения хотя бы одну шашку, а победитель снял все свои с доски. Термин появился недавно.
  • Начисление очков за победу в разных вариантах нардов отличается. Победитель получает очки по предварительной договоренности.
    • При игре на интерес используют два основных варианта расчета: ставка за игру и ставка за каждую оставшуюся в доме шашку побежденного, при условии, что победитель выставил все свои за доску.

Больше интересного

Настольная игра Семеро смелых Настольная игра Семеро смелых - это приключенческая карточная игра. Здесь вам предстоит сосредоточиться на сборе команды наёмников для предстоящего по...
Настольная игра «Русские Железные Дороги» В конце 19 века в Российской империи начинается активная стройка железных дорог. Император Александр III, проводит реформу, для того что бы наладить ж...
Настольная игра Война Миров: Новая угроза «Война миров: Новая угроза» - увлекательная колодостроительная игра для двух игроков, с открытым полем действий, для лиц от 12 лет. События игры являю...
Настольная игра Кромешная тьма Увидевшая свет фантазийная кооперативная игра «Кромешная тьма» придётся по вкусу всем любителям фэнтази, игр типа Варкрафт и произведений Толкиена. Со...