Кол-во игроков
2 игрока
Время партии
От 30 минут
Сложность игры
Сложная
Настольная игра Хнефатафл (Тафл) одна из самых древнейших скандинавский игр в мире. Описания правил настольной игры практически отсутствуют, и поэтому приведена одна из реконструкций.
Это игра была широко распространена среди викингов и входила в обязательное умения, как и владение мечом и грамотой. От Скандинавии игра начала свое распространение по Ирландии, Британии, Древней Руси и были найдены упоминания у саксов. По сути это был более древний аналог шахмат, и с появлением более известной игры Тафл был забыт.
Среди раскопок нередко встречаются доски для игры в Тафл, но упоминания о правилах игры как таковые отсутствуют. Также упоминания об игре встречаются во многих сагах и сказаниях.
Правила игры были воссозданы по имеющимся данным, но выяснить как же именно в нее играли викинги так и не удалось. Вся суть игры сводилось к тому, чтобы провести короля от центра доски к ее краям, в то время как остальные фигуры пытались его захватить.
Правила настольной игры Хнефатафл (Тафл)
- Для игры в Тафл викингамии использовались доски с нечетным количеством клеток, как правило 11*11 или 13*13.
- Целью белых фигур считается спасение (побег) короля, целью черных соответственно его захват с четырех сторон (король может быть повержен в одной белой фигурой).
- В центре располагается король в своем окружении — 12 белых фигур, по всем сторонам располагаются 24 черные фигуры.
- Игроки «ходят» по очереди, фигуры перемещаются по любым направлениям (соответствует ладье в шахматах) и на любое расстояние. Они не могут перемещаться через другие фигуры, вставать на «трон» или угловые клетки — это преимущество короля.
- Как правило, на малых досках фигуры могут переместится сквозь трон, на больших же это может делать только король.
- Если фигура на очередном ходу получается «зажата» с двух сторон противником она удаляется с доски ( при этом удалятся могут несколько фигур), при этом белая фигура может встать в следующий ход между двумя черными и не будет «съедена».
- Шах — если король встает на прямую линию к угловой клетке, мат — на две прямые линии сразу. Белые выигрывают если в их следующий ход король оказывается в угловой клетке. Если игрок необдуманно открыл проход для короля, то белые могут этим немедленно воспользоваться.